Из директора супермаркета в бизнес-аналитики: история сотрудника Х5

Х5 Group

Х5 Group

Розничная торговля

Информационные технологии, системная интеграция, интернет

Алексей Никитин

бизнес-аналитик продукта «Мобильное рабочее место»
Алексей Никитин
«Компания Х5 Group динамично развивается и дает сотрудникам возможность двигаться по карьерной лестнице».
Х5 Group — это не только торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», но и продвинутые ИТ-продукты, сервисы доставки, готовой еды, онлайн-супермаркет и даже медиаплатформа. В компании работает 325 тысяч человек. Колоссальные цифры, но сотрудники в них не растворяются. Перед каждым открыты карьерные перспективы, порой с крутыми поворотами, яркий тому пример — история Алексея Никитина. Несколько лет назад он был директором супермаркета и управлял командой из 35 человек, а потом понял, что может быть полезен в другом качестве, сменил профессию и теперь трудится на позиции бизнес-аналитика в Х5 Tech. О возможностях, которые дает компания, он рассказал hh.ru.

Для смелых и активных

У меня гуманитарное образование по направлению «Менеджмент. Управление малым бизнесом». После окончания университета я пришел в супермаркет «Перекрёсток» на позицию заместителя директора магазина, через год стал директором, а еще спустя пару лет принял участие в программе Х5 Idea Challenge, которую инициировал департамент инноваций компании. Это конкурс инновационных идей, именно он спровоцировал мой переход в офис и сильно прокачал компетенции в аналитике и управлении проектами. Программа ориентирована на смелых, активных людей, готовых двигать компанию вперед.

Суть в том, что каждый штатный сотрудник — от продавца-кассира до программиста, у которого есть идея по улучшению жизни клиентов и персонала, сокращению расходов или увеличению выручки компании, может подать заявку на регистрацию. В приоритете такие направления, как операции в магазине, доставка, онлайн-магазин, бэк-офис, HR, ИТ, маркетинг, мерчандайзинг. Впоследствии из всех заявок выбираются релевантные идеи, а их авторов включают в акселерационную программу Х5 Idea Challenge. Она состоит из трех больших этапов, при прохождении которых участники учатся определять проблематику и целевую аудиторию, исследовать рынок, тестировать гипотезы, собирать команду, рассчитывать экономику проекта, защищать бюджет перед топ-менеджментом. То есть эта программа предпринимательства дает возможность поработать над собственным проектом при поддержке бизнес-экспертов и опытных коллег. Успешные финалисты получают бюджет на реализацию своей идеи и премию на команду 1 миллион рублей, уходят в пилотирование, а самые перспективные и экономически эффективные инициативы внедряют в компании.

В программу я пришел с идеей системы аналитики. Предположим, в магазине продажи упали на 100 тысяч. Чтобы вернуть их на прежние позиции, нужно сфокусироваться на источнике потери. Директор может не понимать, что какая-то определенная категория стала хуже продаваться, например, курица, молоко или бананы, и, возможно, нужно пополнить их запас. Идея моего проекта заключалась в том, чтобы разработать отчет с анализом продаж, который бы онлайн в автоматическом режиме подсказывал директорам, на что обратить внимание для возврата денег. После придуманный мной алгоритм стал частью продукта «Цифровые панели». Это простой и понятный дашборд с данными по операционным показателям, его интерфейс работает по принципу светофора, где красный — «Обрати внимание», зеленый — «Все хорошо, можно идти дальше». Чаще всего сервисом пользуются как раз директора магазинов.

Во время участия в Х5 Idea Challenge меня заметили и предложили перейти на позицию бизнес-аналитика в команду продукта «Мобильное рабочее место» в Х5 Tech. Х5 Tech — это отдельная бизнес-единица Х5, где работает больше 3,5 тысяч специалистов по информационным технологиям и большим данным. Буквально в течение часа я обсудил это предложение с семьей, уточнил у руководителя, готов ли он меня отпустить. Взвесил все «за» и «против» и понял, что новая роль — это существенный шаг вперед. Решение было спонтанным, но я ни разу о нем не пожалел.

Из директора супермаркета в бизнес-аналитики: история сотрудника Х5

Коллеги всегда рядом

Первые месяцы в новой роли оказались неплохим челленджем. Будучи руководителем магазина, я отвечал в основном за хозяйственную деятельность: анализировал спрос, контролировал наличие товара, его качество, следил за торговым залом, работал с покупателями, управлял командой — в моем подчинении было 35 сотрудников. ИТ — это совершено другое. У меня не было готового сценария, как сделать, чтобы все сразу получалось. Очень круто, что поддерживали коллеги, рассказывали, как решать задачи и находить новые пути. Первое время обращался за помощью к ним, изучал новую информацию, проходил обучение — так постепенно понимал, что от меня требуется.

Примерно через месяц после перехода я поступил в Цифровую академию Х5. Это корпоративная образовательная площадка для развития технологичных навыков и знаний, в том числе компетенций, необходимых для работы в продуктовой команде. Например, внутри академии есть отдельный курс по продуктовому подходу, школа системного анализа, школа спикеров, где помогают освоить навыки публичных выступлений, школа технических специалистов, где дают практические знания по разработке на Java и Python, DevOps. Чтобы стать студентом академии, не обязательно быть ИТ-специалистом, многие направления открыты для сотрудников всех бизнес-единиц. После завершения обучающего модуля процесс адаптации к новой роли пошел гораздо быстрее.

Сейчас я работаю бизнес-аналитиком в продукте «Мобильное рабочее место» торговой сети «Перекрёсток». Это специализированное приложение, которое можно загрузить на телефон или планшет. Раньше директорам супермаркетов большинство разноплановых задач приходило в почту или мессенджеры, после чего они передавали их команде, на что тратилась почти половина рабочего времени. Сегодня мы используем интеллектуальную постановку задач. В приложении, которое установлено на корпоративный телефон, директор ежедневно видит, у каких товаров нужно проверить срок годности, сколько нужно поменять ценников, какие обращения пришли от покупателей и так далее. То есть если раньше я руководил одним магазином, то сейчас помогаю тысячам коллег управлять своими супермаркетами. Приложение, с одной стороны, фокусирует внимание на повышении товарооборота, с другой — дает возможность сотрудникам делать работу намного быстрее и эффективнее.

В мои обязанности входит: сбор аналитики для дальнейшего улучшения продукта, описание с точки зрения бизнеса, как это все должно работать и достигать поставленного результата, контроль сроков выполнения задач, встречи с системными аналитиками и архитекторами и еще много чего. Одно из важных качеств на такой позиции — это коммуникабельность, потому что приходится много разговаривать, обсуждать и общаться. Навыки презентации и переговоров — это то, что я хорошо прокачал после перехода в офис. А еще изучил базовые алгоритмы программирования. Так как мы создаем продукт для сотрудников розницы, опыт работы «в полях» мне очень помогает: я знаю, как то, что мы делаем, будет работать на практике, могу с коллегами поделиться мнением, оценить ту или иную идею или доработку.

Из директора супермаркета в бизнес-аналитики: история сотрудника Х5

Компания дает возможность развиваться

Ретейл — это та сфера, где сегодня можно достаточно быстро построить карьеру, тут вопрос желания и мотивации. У нас много внутренних переводов, причем есть рост не только вертикальный, когда человек становится руководителем, но и горизонтальный — сотрудники развиваются как эксперты либо кардинально меняют сферу деятельности как, например, в моем случае, когда участие в корпоративном конкурсе инновационных проектов Х5 Idea Challenge помогло продвинуться в карьере.

У меня есть функциональный руководитель, с которым можно обсудить любой вопрос, в том числе профессиональное развитие. Раз в полгода мы рассчитываем KPI. Это дает понимание, что нужно сделать в течение конкретного периода, чтобы повысить свой уровень. Например: прокачать определенные навыки, пройти обучающие курсы, изучить работу ИТ-систем, их взаимодействие. Соответственно, если я выполняю все задачи, справедливо просить о развитии своего грейда или зарплатной вилки. Механизм абсолютно прозрачный.

Вообще, у нас внушительное ИТ-комьюнити, которое имеет серьезную экспертизу во многих сферах: в разработке, анализе, Big Data и т.д. Компания постоянно внедряет новые высокотехнологичные инструменты: мобильные приложения, позволяющие оптимизировать существующие бизнес-процессы, различные решения для ретейла, влияющие на клиентский путь и опыт в наших магазинах.

Из директора супермаркета в бизнес-аналитики: история сотрудника Х5

Никаких запретов и барьеров

Как говорит один из наших руководителей, сама по себе идея не стóит ничего, и это просто слова до тех пор, пока ее автор не начнет с ней экспериментировать. В нашей компании любую идею можно обсудить со старшими коллегами. С этим абсолютно нет проблем. Лично я никогда не сталкивался с тем, что меня не хотят выслушать. Наоборот, всегда получаю поддержку: связями или советами, к кому обратиться, у кого есть сильная экспертиза в том, что я хотел бы улучшить. Никаких запретов и барьеров, да и с точки зрения здравого смысла они никому не выгодны.

Из директора супермаркета в бизнес-аналитики: история сотрудника Х5