Профессия продавец: карьерные перспективы, о которых не все знают
Был купец, стал продавец: обязанности и нюансы
Если бы мы вдруг перешли на язык XIX века, то в обиход вернулось бы слово «купец». Именно так когда-то называли продавцов. Отсюда и присказка, которую до сих пор можно услышать во время сватовства или выкупа невесты: «У вас товар, у нас — купец». Сегодня в вакансиях продавцов часто называют более современно «менеджер по продажам». Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если брать профессию в целом, то главная обязанность продавцов осталась прежней — продажа товара или услуги потенциальному клиенту. Нюансы зависят от специальности. Например:
- Продавец-кассир пробивает товар и принимает оплату, проводит инкассацию, информирует покупателей об актуальных торговых предложениях.
- Продавец-консультант на время становится персональным помощником покупателя и помогает принять верное решение, например, при обновлении гардероба или покупке бытовой техники.
- Торговый представитель работает с бизнес-клиентами (магазинами, салонами, предприятиями из сферы услуг) — ищет точки сбыта, предлагает и продает им товар своей компании, консультирует и решает сервисные вопросы.
Плюсы профессии продавец
🟢 Стабильный доход.
🟢 Карьерные перспективы.
🟢 В сетевых магазинах — возможность найти работу рядом с домом.
🟢 Корпоративная скидка на продукцию.
Минусы профессии
🔴 Магазины работают без перерывов. Нужно понимать, сколько времени придется проводить на ногах.
🔴 Плавающие выходные. Но, опыт показывает, что всегда можно договорить об удобном графике или поменяться с кем-то при необходимости.
🔴 Низкие сезоны. Например, летом, когда многие отправляются в отпуска, выручка падает, что может отразиться на зарплате. Зато перед большими праздниками она увеличиваться в разы.
🔴 Не каждый работодатель бесплатно кормит или компенсирует затраты на обеды — нужно вносить это в список ежедневных трат, как и проезд туда-обратно.
🔴 Продавец — лицо материально ответственное. В случае недостачи придется отвечать согласно законодательству.
Легко — и точка: особенности входа в профессию
Продавать можно, что угодно: от книг до яхт. Проще всего устроиться в магазин формата «рядом с домом». Таких вакансий много на hh.ru. А еще объявление «Требуется продавец» часто можно встретить на входной группе продуктовых магазинов (как сетевых, так и одиночных) и маркетов всех масштабов. Сфера продаж замечательна тем, что большинство вакансий не подразумевают необходимость специального образования и опыта работы для молодых специалистов — акценты в них расставлены в формулировках типа «в первую очередь мы ищем энергичных и готовых к обучению людей». Ассортимент, стандарты обслуживания, устройство магазина — овладение этими знаниями происходит в процессе практики или стажировки. Более значимы для работодателя мягкие навыки соискателя: ответственность, пунктуальность, аккуратность, стрессоустойчивость, позитивный настрой, ориентированность на результат, работа в команде, знание элементарных азов психологии.
Денежный вопрос: из чего складывается зарплата продавца
В сфере продаж практикуется несколько форматов оплаты труда: фиксированный оклад или невысокий оклад плюс проценты с продаж (личных или магазина). Часто именно этот критерий является определяющим при выборе будущего места работы. Все зависит от того, хочет сам человек: стабильности или зарплат «на уровне». В магазинах многих продуктовых сетей продавцам-кассирам дают возможность подрабатывать, например, в виде выхода в дополнительную смену.
На уровень дохода влияют и другие факторы: регион, предметы торговли, расположение, статусность. Скажем, у продавцов эксклюзивного или премиального товара (автомобили, дизайнерская мебель) зарплата на порядок выше. В ряде вакансий на hh.ru она перешагивает отметку в 150 000 ₽.
Умный — в гору: карьерные перспективы продавца
Профессия продавца достаточно перспективная с точки зрения карьеры. Проще всего ее построить у сетевых ретейлеров федерального или регионального уровней.
- Руководитель отдела продаж отвечает за увеличение прибыли, планирование и анализ продаж, поиск и внедрение новых каналов сбыта, организацию маркетинговых активностей, полевые визиты.
- Директор магазина занимается развитием клиентского сервиса, мотивирует сотрудников на достижение результата, участвует в ценообразовании, контролирует кассовую дисциплину, отвечает за порядок в торговом зале, поддерживает высокий уровень обслуживания, занимается подбором персонала и наставничеством.
- Территориальный управляющий отвечает за организацию эффективной работы входящих в зону ответственности магазинов, выполнение планового товарооборота, контроль над соблюдением бизнес-процессов и регламентов компании, участвует в открытии новых магазинов.
По пути: в какие смежные профессии можно перейти?
Сфера торговли — простор для возможностей. Многие продавцы со временем начинают работать в смежных специальностях, которые одновременно можно рассматривать и как смену деятельности, и как карьерный шаг. Например, прокачав необходимые навыки, можно попробовать себя на следующих позициях:
- Ревизор — проводит плановую и внеплановую ревизию магазинов, выявляет нарушения и предлагает способы их устранения, инициирует внутренние расследования по фактам излишков или недостач, готовит отчетность, анализирует результаты.
- Мерчандайзер — контролирует срок годности продукции, отвечает за ее присутствие на полках или в зале, обеспечивает бесперебойные продажи ассортимента компании, занимается организацией промоакций.
- Бренд-менеджер — занимается продвижением бренда (от товара до услуг), разрабатывает рекламные кампании и креативы, анализирует рынок, формирует ценовую политику, организует маркетинговые активности.