Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года
Тренд первый: сокращение числа вакансий
Число вакансий, размещенных в области судостроения в России в период с октября по декабрь 2020 года, не превысило 2700. Если перейти от абсолютных цифр к динамике, то количество предложений о работе в IV квартале 2020 года по отношению к аналогичному кварталу прошлого года сократилось на 23%. В целом с начала коронакризиса, а именно с начала II квартала 2020 года, hh.ru фиксировал падение числа вакансий на рынке труда в сфере судостроения. Наибольший спад активности работодателей был отмечен в II квартале 2020 года.
В течение прошлого года максимальный рост вакансий к январю 2020 года отмечался в марте — на 94%. Далее в апреле и в мае активность работодателей резко снизилась, и лишь в июне 2020 года предприятия начали активнее набирать персонал — прирост в вакансиях составил +23%, а в июле +73% к первому месяцу года. В IV квартале 2020 года также наблюдались положительные приросты: в октябре работодатели разместили на 28% больше вакансий, чем в начале года, в ноябре — на 41%, а в декабре — на 16%, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка труда.
Северо-Западный федеральный округ и Санкт-Петербург, входящий в его состав, традиционно имеют большую долю предложений о работе по специализации «Судостроение», чем в целом по России. Доля вакансий по специализации «Судостроение» от всех производственных вакансий в IV квартале осталась неизменной по сравнению с прошлым годом по России и Санкт-Петербургу — 2% и 6% соответственно. По Северо-Западному федеральному округу доля вакансий по данной специализации снизилась за квартал с 6% до 5% к концу года.
Тренд второй: Петербург и Приморье лидируют по числу вакансий
Больше всего предложений о работе для судостроителей из разных регионов страны за минувший квартал было открыто для кандидатов из Петербурга (29%), Приморского края (11%), Нижегородской области (6%), а также из Москвы (5%). Доля вакансий, приходящихся на Ярославскую, Московскую, Архангельскую, Ленинградскую области и Крым в совокупности не превысила 15% в общей региональной структуре рынка труда.
Растет количество вакансий с вахтовым графиком работы: за год доля таких вакансий в Петербурге увеличилась с 0,6% до 3% от общего числа предложений о работе, в Приморском крае и Москве рост составил 4% с начала года. Наибольшая доля вакансий с вахтовым графиком работы наблюдалась в Нижегородской области — 12% от общего числа вакансий за год.
С другой стороны, судя по активности соискателей на hh.ru, основная рабочая сила в сфере судостроения сосредоточена в Петербурге (43% от всех резюме в IV квартале 2020 года), Москве (7%) и Нижегородской области (5%), Приморском крае, Архангельской области (по 4%). Еще 3% резюме приходится на потенциальных работников сферы судостроения из Астраханской, Ленинградской, Калининградской областей. Почти треть резюме в России разместили представители отрасли из других регионов.
При этом почти каждый десятый россиянин (13%), заинтересованный в работе в сфере судостроения, согласен на вахтовый метод работы. В Москве количество соискателей-вахтовиков равно 15%, в Приморском крае — 9%, в Петербурге — 8% и Нижегородской области — 7% от общего числа соискателей в сфере судостроения.
Тренд третий: востребованы квалифицированные рабочие и инженеры
Сварщики, токари, операторы станков, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, слесари, мастера — эти специалисты возглавили список самых востребованных в судостроении по итогам IV квартала в России.
С учетом того, что определенная часть вакансий относилась к работе вахтовым методом, средний предлагаемый заработок по некоторым позициям существенно превысил зарплатные ожидания соискателей. Речь идет о токарях, сварщиках, слесарях и операторах станков. С другой стороны, финансовые ожидания в резюме инженеров и инженеров-технологов куда выше того, что могут предложить работодатели в вакансиях.
В разрезе самых популярных вакансий в судостроении наибольшие предложения по зарплате по всей России зафиксированы у сварщиков (85 000 рублей в среднем), токарей (80 000 рублей) и операторов станков (70 000 рублей). Чуть ниже уровень предлагаемого дохода у слесарей — 66 250 руб. Инженеры-конструкторы могут в среднем рассчитывать на 65 000 рублей, а мастера — на 60 000 рублей.
Тренд четвертый: предлагаемые зарплаты в отрасли растут
Средние предлагаемые зарплаты в отрасли судостроения, по данным сервиса hh.ru «Карта вакансий», за три последних месяца 2020 года выросли на 9987 рублей по сравнению с III кварталом того же года и достигли 67 458 рублей. Для сравнения: в начале 2020 года зарплатное предложение в вакансиях для специалистов из разных сфер не превышало 57 481 рубль. Данную ситуацию в зарплатном поле можно объяснить тем, что работодатели в IV квартале 2020 года стремились привлечь в свои компании наиболее квалифицированные кадры посредством улучшения условий труда, и в частности повышением заработных плат.
Тренд пятый: острый дефицит специалистов
О балансе спроса и предложения в профобласти судостроения говорить пока не приходится. В Петербурге уровень конкуренции среди специалистов равен 2,9 резюме на одну активную вакансию, в других регионах страны, включая Северо-Запад, до подобных показателей еще далеко. В среднем на одно предложение о работе приходится два резюме.