Какие изменения произошли на рынке труда Ленинградской области с начала коронакризиса
Тренд первый: постепенное увеличение числа вакансий за счет вахты
Рынок труда Москвы и Санкт-Петербурга первым отреагировал на изменения во внешней среде. В Ленинградской области ситуация с вакансиями в IV квартале стала очень показательной с точки зрения кризисного времени — количество предложений о работе в октябре — декабре 2020-го увеличилось в два раза по отношению к аналогичным месяцам 2019 года из-за прироста числа вакансий с возможностью переезда для медицинских работников и вахтовых вакансий для рабочего персонала. Несмотря на продолжение коронакризиса в IV квартале 2020 года, компании из разных регионов разместили в Ленобласти на 54% больше предложений о работе, чем кварталом ранее.
Тренд второй: профобласть продаж остается на лидирующей позиции
Впервые за несколько лет наблюдений за рынком труда Ленинградской области мы могли наблюдать, как профобласть рабочего персонала обогнала по числу открытых предложений о работе на hh.ru сферу продаж, но в IV квартале сфера продаж вновь заняла первое место по числу вакансий. По итогам конца 2020 года самыми востребованными в регионе стали представители сферы продаж (36% от всех вакансий), рабочих профессий (20%), работники сферы производства (13%), транспорта и логистики и начинающие специалисты и студенты (по 12%), строительства и недвижимости (7%).
В конце 2020 года сильнее всего коронакризис ударил по сфере искусства, развлечений и массмедиа — количество вакансий тогда в этом сегменте сократилось на 45%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Та же негативная динамика наблюдалась в профессиональных областях науки и образования (−38%), инсталляции и сервиса (−30%) и сфер консультирования и страхования (−19%) Сферами, показавшими рост в Ленобласти за время локдауна, стали рабочий персонал (+85%), управление персоналом (+74%), туризм, гостиницы, рестораны (+67%) и спортивные клубы и салоны красоты (+59%).
Тренд третий: соискатели не спешили выходить на открытый рынок труда
Смотря на яркую примету кризиса — снижение числа вакансий, работники не спешили выходить на открытый рынок труда Ленинградской области. В предыдущие кризисные годы на фоне пассивности работодателей резко возрастало число резюме. Так было в 2009 и в 2015 годах. С другой стороны, с начала пандемии не было отмечено ярких всплесков активности соискателей. Прирост количества резюме в среднем на 16% наблюдался в IV квартале. Интерес к новым вариантам занятости у соискателей из Ленобласти наблюдается в основном лишь летом — прирост резюме в июле и августе равнялся 37%.
В отличие от рынка вакансий, в структуре резюме по профобластям существенных перемен за последний год не произошло. Самыми активными остаются начинающие специалисты и студенты (17%), продажи (15%), а также соискатели из профобластей производства (11%), транспорта и логистики (10%), административный персонал (8%).
Тренд четвертый: уровень конкуренции увеличивается
С учетом высокой динамики вакансий в отдельных профобластях уровень конкуренции в Ленинградской области в IV квартале в большей части оказался ниже нормы. Так называемый hh.индекс, который показывает соотношение активных резюме к вакансиям, достиг минимального значения в октябре — в среднем на одно открытое предложение о работе приходилось 3 соискателя. Пять лет назад, в кризисном 2015 году, он не превышал 3,3 резюме на одну вакансию. Оптимальным показателем hh.индекса считается 5−6 кандидатов на одно вакантное место.
Тренд пятый: высококонкурентных сфер стало меньше
Сложности на рынке труда из-за высокого уровня конкуренции испытывает всё меньше соискателей из разных профессиональных областей. Самая напряженная ситуация сложилась в сферах искусства и развлечения (в среднем 26 резюме на одно предложение о работе), у специалистов сферы науки и образования (7,3), закупок (6,7), спортивных клубов, фитнеса, салонов красоты (6,1), бухгалтерии, управленческого учета (5,7), управления персоналом (5,6). Серьезного дискомфорта из-за жесткой конкурентной среды не испытывают представители сфер госслужбы, страхования, консультирования, рабочего персонала, инсталляций и сервиса, продаж, медицины и фармацевтики, туризма, домашнего персонала, строительства, недвижимости, банков, инвестиций, лизинга, маркетинга и рекламы, транспорта и логистики, добычи сырья, производства, поскольку в этих сегментах рынка труда Ленинградской области уровень конкуренции в два раза ниже нормы.